Миасский художник Владимир Максимов – автор красивейших работ из камня и эскиза стелы на въезде в город.
Смотрите больше фотографий в нашей группе "ВКонтакте" и ниже.
Наш город богат на талантливых, творчески одаренных людей. Один из них – ювелирных дел мастер, профессиональный миасский художник Владимир Максимов. Среди его весомых работ – роспись интерьера Свято-Троицкой церкви, стела у въезда в Миасс, а также красивейшие работы из камня, в том числе ювелирные.
Помимо собственного творчества Владимир Антонович передает знания своим ученикам. Он обучает детей живописи, основам ювелирного дела, резьбе по камню в миасской детской школе искусств № 4.
В Миасс – после «хрущевского» сокращения
Родом Владимир Максимов из далекого Армавира Краснодарского края. Детство в семье военного запомнилось маленькому Володе на всю жизнь. Жили они в военном городке под Одессой, а в 1960 году после «хрущевского» сокращения армии переехали в Миасс.
Во время учебы в школе № 6 Владимир начал заниматься рисованием, привил ему эту любовь отец, который и сам был творчески одаренным человеком. В школе Володя начал посещать кружок по изобразительному искусству. Дальше – больше. Человек увлекающийся, он попробовал себя в самых разных сферах – ходил в клуб юных техников, затем – в гравировально-художественный кружок, находившийся тогда в здании кинотеатра «Восток», к своему однофамильцу Сергею Максимову. Уже с тех пор Владимира тянуло к прикладному искусству. Владимир Антонович поделился своим первым впечатлением о том, как он увлекся камнем. У одного из его приятелей отец занимался коллекционированием камней. Когда Володя впервые побывал у них в гостях, ему показали коллекцию.
– Тогда я был просто поражен красотой камня, – признался он. – С того времени вместе с друзьями я стал ездить в Ильменский заповедник. Раньше около музея была мастерская, и мы рылись в каменных отвалах возле нее, находили обрезки камня, а после пытались их обрабатывать, заодно заглядывали к мастеру Василию Антоновичу, любовались его работами.
Художник, гравировщик, камнерез
Уже позже Владимир Максимов занимался чеканкой, резьбой по дереву, технологией изготовления златоустовской гравюры. По его словам, все виды искусства перекликаются, ведь творчество – взаимопроникновенно.
После окончания школы, в 1973 году, поступил на Миасский машиностроительный завод гравировщиком. Во время службы в армии Владимир принял решение получать художественное образование. И в 1976 году пришел в студию Евгения Никольского. Хотя учился там недолго, Владимир Максимов запомнил живописца, как пример настоящего талантливого учителя – деликатного и немного ироничного.
После армии Владимир вернулся на машзавод. Работая художником, Владимир поступил в Магнитогорский педагогический институт, на художественно-графический факультет, который окончил в 1982-м. Дипломный проект выполнял у замечательного мастера-педагога Юрия Карпова. Это была ажурная шкатулка с набором украшений с нефритом. Вернувшись на ММЗ, он работал художником, организовал небольшой уголок с необходимым ювелирным инструментом, находил время и для обработки камня. Привлекали его к деятельности заводской камнерезной мастерской в качестве художника, где он и познакомился с замечательным человеком, мастером-камнерезом Алексеем Лапухиным. Вместе с коллегами он выполнял серьезные заказы на уровне правительства. К примеру, делали шкатулки, которые находятся сейчас в Белом доме. В этот период всерьез заинтересовался обработкой камня.
Пресловутая перестройка многое изменила в жизни страны, и для того чтобы выжить в непростых условиях, на территории машзавода был создан камнерезно-ювелирный кооператив, в котором в качестве художника и ювелира стал трудиться и Владимир Антонович. Именно здесь он благодаря мастеру Алексею Лапухину научился работать с камнем, продолжая совершенствоваться в ювелирном искусстве.
– Этим невозможно не увлечься, ведь мы живем в горном Урале, – сказал Владимир Антонович. – И вокруг нас богатейшие месторождения. Так что сейчас это и увлечение, и моя работа.
По признанию Владимира Антоновича, больше всего он любит поделочные пейзажные камни – яшму и агат. Ведь они благородные, живые, теплые, несут в себе уникальную историю, с ними радостно работать. Интересно выбирается камень для каждой конкретной работы. Бывает, Максимов работает над заказом уже с определенным камнем. А случается и так, что кабошоны (отшлифованные камни, имеющие овальную или шаровидную форму) поначалу вылеживаются годами, пока не наступает момент, когда камень «зовет» художника, и тогда рождаются по-настоящему уникальные произведения искусства.
«Работать с ними – одно удовольствие!»
Владимир Максимов неоднократно получал приглашения на работу в школу искусств № 4 от заведующего художественным отделением, члена Союза художников, талантливого живописца Василия Матвеева. В 1997 году Владимир Антонович решился – и вот уже через два года исполнится двадцать лет со дня начала его работы.
– Я многому учился у других, – говорит он. – И, видимо, настал момент мне самому поделиться приобретенными знаниями. Наверное, это естественное состояние творческого человека. Школа для меня то место, где я могу работать творчески, расти, а также передавать свои знания, одновременно учась чему-то и у детей. К тому же и коллектив у нас прекрасный: Ксения Пяткина, Юлия Кузовлева, Ольга Бреева, Дина Голованова – эти педагоги в свое время окончили школу искусств № 4 и, получив высшее художественное образование, вернулись работать в родную школу. В трудные годы мы смогли выстоять как благодаря совместным стараниям, так и в особенности – Василию Матвееву.
Придя в школу, Владимир Антонович не очень хотел преподавать классическую скульптуру, поскольку для себя он избрал уникальное для Урала направление – резьбу по мягкому камню, а также ювелирное дело, их он и начал развивать в школе. Сложно переоценить значение детской школы искусств (в ней обучается около 160 человек), ведь благодаря ей в Миассе воспитывается и творчески развивается немало одаренных детей. Немаловажным положительным результатом деятельности школы является и тот факт, что четыре преподавателя – бывшие выпускники школы. Также, по мнению Владимира Антоновича, школа дает воспитанникам комплексное образование, что в дальнейшем позволяет достигать существенных результатов. Здесь преподается история искусств, прикладные виды творчества, среди которых – и роспись. Постепенно идет подготовка к предмету «декоративно-прикладное искусство», где ребята обучаются резьбе по камню и ювелирному делу. Учащимся читают лекции по геммологии (наука о самоцветах), затем они начинают работать с камнем, потом – с металлом. Дети сами разрабатывают дизайн изделий, украшений. В результате постоянная учеба и практика приносят свои плоды – ежегодно, участвуя в областных, региональных и всероссийских конкурсах, ребята занимают призовые места.
Стоит отметить, что выпускники школы (самый высокий процент в области!) поступают на бюджетной основе в престижные высшие учебные заведения Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Челябинска на архитектуру, дизайн, промдизайн, графику.
– Наши дети по-настоящему талантливы, – с гордостью говорит Владимир Антонович. – В нашу школу ходят самые лучшие. Работать с ними – одно удовольствие!
Плащаницы, стела, «Рабочий и колхозница»
Увлекаясь разнообразными видами творчества, Владимир Максимов не останавливается на достигнутом.
– Не могу сказать, что я особо выделяю свои работы, потому что, глядя на них, всегда чувствую, что можно было сделать лучше, – говорит Владимир Антонович.
Помимо живописи, ювелирного дела, Максимов с увлечением занимался и гравюрой. Одной из наиболее ценных для него работ и по сей день остается гравюра «Рабочий и колхозница» по работе известного скульптора Веры Мухиной. Кстати, гравюра и стала его первым творческим изделием. Обучая детей камнерезному мастерству, между делом он вырезал скульптуру «Мамонт», которая успела побывать на выставках в Челябинске и Магнитогорске.
Среди творческих работ Владимира Максимова – роспись интерьера Свято-Троицкой церкви. Началось все с реставрации двух плащаниц (плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего в гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы). А уже после, в течение двух лет, расписывали придел (специально выделенная часть основного здания храма), а затем и весь храм.
– Работа была довольно тяжелой и долгой. Приходилось глубоко вникать в христианскую тему, в роль религии, ведь без этого невозможна была бы сама роспись, – говорит художник. – Расписывали до ночи после основной работы, иногда и ночевали там, случалось, не появлялись дома по два-три дня. Трудились на лесах, бывало, и во время служб. Но эта работа мне очень много дала, ведь, наверное, каждый художник мечтает расписать храм.
Интересным проектом в творческой биографии Владимира Максимова стала разработка эскиза стелы на въезде в Миасс со стороны трассы М5 во время работы на машиностроительном заводе. Причем она была сделана из дюралюминия – материала, который идет на производство ракет. И хотя стелу не доделали до конца (вокруг должна была быть декоративная оградка, навалены камни, установлены прожекторы и орнаментальная полоса, украшенная кристаллами хрусталя), композиция все же получилась величественной и интересной.
Делиться красотой
Также Владимир Максимов всерьез занимается фотографией. С удовольствием снимает пейзажи, людей, всевозможные сюжеты. Каждый год участвует в фотовыставках, которые проходят в Миассе, к примеру, в Доме народного творчества, в художественной галерее «Дирижабль».
– Пожалуй, это одно из направлений моей самореализации, – говорит Владимир Антонович. – Ведь у нас прекрасная природа, и ходить просто любоваться, думаю, недостаточно, ведь запоминается далеко не все. А с помощью фотоаппарата это становится возможным – уникальные кадры остаются как тебе, так и окружающим, с которыми делишься этой красотой.
И, конечно же, Владимир Антонович принимал участие во всевозможных выставках живописи, камнерезных и ювелирных изделий в Челябинске, Екатеринбурге, Магнитогорске.
Нельзя не сказать и о наградах, приобретенных Владимиром Максимовым за годы творчества. К примеру, одна из первых наиболее значимых для него – полученная в 2002 году на конкурсе «Металл. Камень. Идея». Владимир Антонович представлял комплект из темно-синего тенгезита. Тогда ему был вручен диплом участника II степени. В 2005 году на региональном конкурсе мастеров камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге он был удостоен диплома III степени. За значительный вклад в сохранение традиций уральских мастеров Владимиру Антоновичу была вручена грамота министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
В его дальнейших творческих планах – попробовать себя в резьбе по кварцу, поскольку из этого камня мастера своего дела создают красивейшие изделия, способные вдохновлять и других умельцев. Интересна Владимиру Антоновичу и мозаика, которую он начал вводить в работу с учениками.
Елена УШКОВА